/ сост. В. Н. Думенков. СПб., 1997 — 432 c. илл. Рисунки анонимного автора.
Первая в истории русской гей литературы антология текстов об однополой любви - настоящий подарок для антропологов, социологов и исследователей русской гей культуры. В качестве аннотации рецензия «Невидимая книга» #CALYXISTE74'а, опубликованной в бюллетене КЦ «Действие» (№4, декабрь-январь 2018-2019)
Эта книга, несмотря на внушительный по нынешним, да и по тем временам тираж в 2000 экземпляров, оказалась редкостью и диковиной. Каталоги, например, крупнейших российских библиотек: Российской государственной и Российской национальной ее не отражают, несмотря на всю строгость закона об обязательном экземпляре. Все помнящий, все продающий Интернет также молчит, не дает ответа. Остается говорить самим, глядя на обложку: рисунок А. А. Иванова (того самого, «Явление Христа народу»), изображающий двух обнаженных натурщиков в динамическом прикосновении друг к другу (1822).
Издание открывается предисловием загадочного В. Н. Думенкова (имя его тоже не всплывает ни в одной из поисковых систем): «Составитель стремился привлечь внимание прежде всего к духовной стороне однополой любви, ее человечности, естественности». Нельзя не согласиться с его основной идеей: уже издается большое количество специальной литературы по вопросам однополой любви, но общественное мнение формирует художественная литература и публицистика, пусть же о гомосексуалах говорит не желтая пресса, а писатели, признанные великими. За вступлением следует знаменитая в 1990-е гг. «Листовка» Е. В. Харитонова (1941-1981), написанная, вероятно, в 1970-е, а впервые изданная в 1993 г. и звучавшая практически набатом: «В косной морали нашего Русского Советского Отечества свой умысел! Она делает вид, что нас нет, а её Уголовное уложение видит в нашем цветочном существовании нарушение Закона; потому что чем мы будем заметнее, тем ближе Конец Света». Завершает триаду отрывок из «Людей лунного света» (1911) философа В. В. Розанова, который в тождеполовострастниках увидел проявление исконной тяги творения к единичности, противящейся предписаниям уравнительных законов естества и общежития.
Просмотрим бегло содержание. Классическая греческая и римская древность: лирика Анакреона и Сапфо, Феокрита и Стратона соседствует со стихотворениями Катулла, Тибулла и Проперция и перемежается с философской и повествовательной прозой Платона, Ксенофонта, Цицерона, Сенеки, Петрония, Лукиана и Ахилла Татия. За седыми и маститыми антиками следуют титаны Возрождения, столь много ими восхищавшиеся, столь много от них перенявшие: Монтень, Микеланджело, Шекспир. Им на смену приходит сухая ироничная сатира Дидро на лесбийские нравы католических монастырей и монотонная как логарифмические таблицы порнография всемирного кумира 1990-х гг. маркиза де Сада. Миновав гельдерлиновского «Сократа и Алкивиада» и два любовных юношеских стихотворения Лермонтова, посвященных однокашникам-юнкерам, мы погружаемся в густую атмосферу модерна и декаданса, где набор имен и произведений наиболее богат и разнообразен. Перед нами проходят все кумиры: Уайльд и Пруст, Томас Манн и Андре Жид, менее известные и менее очевидные: Цвейг и Роллан, Георге и Пессоа, Даниловский и Моэм, Парандовский и Кёппен, Уильямс и Пратолини. Русские имена появляются в меньшем количестве: Ивнев, Есенин, Кузмин и Зиновьева-Аннибал с ее «33 уродами». Наконец, добираемся и до шестидесятников-семидесятников — Болдуина, Кортасара, Эко, Евгения Харитонова и Лимонова Эдички.
Каждый блок текстов, предваряется краткой биографической справкой об авторе и его основных произведениях. Сонеты Микеланджело и Шекспира сопровождают эссе О. Уайльда и Т. Манна об их гомоэротическом смысле.
Весьма интересна та часть рудиментарного научного аппарата книги, где перечислены издания, откуда взяты тексты для хрестоматии. Все это российские публикации 1900-1990х гг., времен лютых репрессий на гомосексуалистов, как нас уверяют теперь почти на каждом углу горячие головы и длинные языки. Мы видим здесь почти равномерное распределение по годам с пробелом разве что между 1935 и 1956, и естественно, это не все издания, а лишь использованные составителем.
Продолжая рассматривать сопроводительные материалы к книге, узнаем, что она является плодом сотрудничества составителя с тремя примечательными заведениями. Это — ресторан «КЭТ» в Петербурге (существует поныне); недавно к тому времени открытый «новый гей-клуб в традиционном европейском силе» «69» в Петербурге (закрыт в 2002) и открытый немного ранее (1995) московский клуб «Три обезьяны» (закрыт в 2002). Их цветная реклама красуется на вставных листах после технической страницы.
И мы остаемся погружены в изумленное раздумье перед этим обломком затонувшей Атлантиды, перед попыткой соединить угар и буйство клубной гей культуры с высоким искусством и философией, передать юнцам, одурманенным минутной вседозволенностью девяностых, вольнодумную в своем проницательном безволии начитанность советской гей интеллигенции, перед обломком эпохи, похоже, канувшей в прошлое навсегда.
Книга искалась несколько лет. Действительно «невидимая». Найдена, сделан скан для библиотеки. Размер файла 68 Мб, поэтому размещена на дополнительном гугл диске.
Личная подборка книг на гугл диске