Избранное сообщение

«О природе гомосексуальности»

Несколько лет назад попросил Михаила Мееровича Бейлькина сделать пост максимально простым языком, чтобы могли понять все, кто такие ядерн...

Несколько лет назад попросил Михаила Мееровича Бейклина сделать пост максимально простым языком, чтобы могли понять все, кто такие ядерные геи и лесби, что такое шкала Кинси. «Поробую».

пятница, 19 февраля 2021 г.

Наталья Панасенко. «От тюрьмы и от чумы…». Газета «Московский комсомолец», 1.12.2005, № 1935.

Первый россиянин, заразившийся СПИДом, до сих пор жив и не жалуется на судьбу.

Bсе думали, что он давно умер, ведь Николай Панченко был первым, кому в СССР поставили диагноз ВИЧ, — это случилось в 1987 году. А он жив и вовсе не думает о смерти. Сейчас, в 53 года, Николай выглядит гораздо лучше многих своих здоровых сверстников: стильная одежда, обесцвеченные короткие волосы и задорная мальчишеская улыбка.

Не было бы счастья, да несчастье помогло. Так получилось, что СПИД стал для Панченко образом жизни и любимой профессией. Николай возглавляет общество “ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом” в Санкт-Петербурге, его знают во всем мире, о нем снимают документальные фильмы иностранцы, на него, как на эталон, равняются российские ВИЧ-позитивные...

Отличная карьера для бывшего милиционера, которого выгнали из органов за гомосексуализм.

Сегодня, в День борьбы со СПИДом, Панченко рассказывает о своей судьбе.

— Трудно быть примером для тысяч ВИЧ-инфицированных?

— Быть на виду всегда очень тяжело: ты должен постоянно улыбаться, не имеешь права на ошибку и плохое настроение. Иногда хочется все бросить. Но я понимаю: если уйду из организации, то она просто развалится. Панченко — это бренд, за счет которого существует наше общество. Найти замену моей фамилии очень сложно: людей, открыто живущих с ВИЧ, в России наберется не больше десятка. Вот если приезжают в Санкт-Петербург зарубежные журналисты, их сразу же ведут ко мне в офис: мол, посмотрите, какие у нас ВИЧ-инфицированные активные и жизнерадостные!

— То есть вы положительный во всех смыслах слова?

— Я самый обычный. Все как у всех: родился и вырос в Калининграде, закончил там же в университете юридический факультет, работал в милиции, женился в 23 года.

— Долго себе супругу искали?

— С Валентиной мы встречались три месяца. Помню, у меня женился друг, я был на свадьбе у него свидетелем, а моя будущая жена — свидетельницей со стороны невесты. Наши отношения были какие-то спонтанные: я даже не понял, как все произошло: познакомились, пообщались, бах — и уже в загсе. А расстались через 13 лет из-за того, что так и не смогли понять друг друга.

— Тринадцать лет это выясняли?

— Мы разошлись бы и раньше, но у нас были маленькие дети. А когда сын и дочка подросли, больше ничего не удерживало. Начались ссоры — Валентина очень скандальная женщина. Я практически не жил дома — то оставался на работе, то уходил ночевать к маме или друзьям. Интимные отношения между нами к тому времени давно закончились. Кстати, именно из-за Валентины мне пришлось оставить органы: от доброжелателей она узнала, что я гомосексуалист, стала устраивать истерики и строчить жалобы на работу. Сами понимаете, как реагировали в 80-е годы на такие заявления. Мне пришлось уволиться и уйти на вольные хлеба.

— Может, ее просто задевало, что у всех мужья как мужья, а у нее — гомосексуалист?

— Валентине надо было просто выжить меня с жилплощади — на работе я получил хорошую квартиру в немецком особняке. Я ушел к маме, потом узнал о своем диагнозе, а потом и вовсе оказался в тюрьме.

— Как это получилось?

— В 1987 году попал в больницу — у меня началось обострение остеохондроза. В то время анализы на ВИЧ-инфекцию брали в Калининграде у каждого больного: все-таки опасный, портовый регион. Меня пролечили, выписали домой. Вдруг на следующий день приезжает милицейский “уазик”, и участковый мне заявляет: “У тебя ВИЧ”. Меня отвезли в поликлинику, врач поставила на учет. А на следующий день снова приезжает тот же “уазик” и снова везет в больницу.

— Выходит, милицейский “воронок” был вместо “скорой”?

— Наверное, чтобы я сам нигде пешком не ходил! Потом меня отправили в Москву, на Соколиную Гору, где я провел три месяца. Нас там лежало человека четыре.

— Вы знали тогда, что такое СПИД?

— Слышал, что ВИЧ есть где-то далеко, там, в Америке. Но я оптимист, старался не воспринимать диагноз всерьез. Да и все мои соседи по палате восприняли страшную новость совершенно спокойно. Первые ВИЧ-инфицированные в СССР были в основном гомосексуалисты. Как правило, они адекватно реагируют на такие сообщения, не впадают в депрессии, которые случаются у наркоманов или у женщин. Гомосексуалисты всегда были более информированы о ВИЧ-инфекции, знали, что эта болезнь распространяется среди геев.

— А как новость о вашем диагнозе восприняли родные?

— Мама только сказала: “Чего хотел, того и добился!”. С женой я в то время уже не общался, а настоящие друзья все поняли. Хотя всем — и родственникам, и знакомым — пришлось сдать анализ на ВИЧ-инфекцию, чтобы выявить источник заражения. Но так и не нашли: я был единственным больным в Калининградской области.

— Но вирус же не ветром задуло!

— Думаю, меня заразил иностранец — единственный опасный контакт у меня был в Москве. Я приехал в командировку, познакомился со студентом из Юго-Восточной Азии. Наша связь длилась всего два дня. Случайный роман: встретились, разбежались.

— Если бы вы встретили его сейчас, что-нибудь ему сказали?

— Еще неизвестно, жив ли он. Да просто в глаза бы посмотрел. Не стал бы кричать, угрожать — он ответит за все перед Богом. Я же не заразил ни одного человека, могу смело смотреть в глаза людям, потому что не услышу ни от кого: “Идиот, ты сделал меня ВИЧ-инфицированным!”

— Но вас все равно посадили в тюрьму...

— Время было такое — 1987 год. Меня осудили на четыре года по двум статьям: 112-я — поставление в опасность заражения СПИДом, и 121-я — гомосексуализм. Когда я спросил, почему мне дали такой срок, то адвокат пояснил: “Судья не судит, он согласовывает”. Нашли даже одного фиктивного свидетеля, который утверждал, что я вступал с ним в половой контакт. Его просто запугали: ведь за гомосексуализм в СССР сажали без суда и следствия. Либо ты идешь в тюрьму, либо даешь показания против того, на кого тебе укажут. По иронии судьбы, тот свидетель умер через несколько лет от ВИЧ-инфекции. Я встретил его в клинике в Усть-Ижоре почти при смерти. “Ну что, — говорю, — дорогой, хорошо против людей давать показания? Я вот бодрый и здоровый, а ты в тяжелом состоянии!” И это несмотря на то, что мне пришлось пройти через тюрьму, где устраивали настоящую “охоту на ведьм”.

— Говорят, вас даже пытались сжечь?

— По замыслу администрации меня должны были уничтожить сами зэки — меня отправили в колонию строгого режима, чтобы заключенные совершили надо мной самосуд. Якобы таких, как я, заразных, должны облить бензином и подпалить… Но вышло иначе: я сидел вместе с рецидивистами, пил с ними чай и мило общался. Когда этот план провалился, меня перевели в одиночку, где я провел три года и семь месяцев.

— Рецидивисты пили чай с геем?!

— Рецидивисты тоже люди. Видимо, мне удалось найти к ним подход, поговорить по-человечески.

— Каково было находиться столько времени в одиночке?

— Я занимался собой: аутотренинг, зарядка... Но место было ужасное: камера 2 на 3 метра, деревянный топчан с матрасом, туалет тут же. Зарешеченные окна, сквозь которые свет практически не пробивался. Мне выдавали газеты, журналы, но обратно ничего не забирали — боялись, наверное. Так что, когда меня выпустили, в камере осталась целая гора литературы... Я писал жалобы, но начальство колонии их никуда не отправляло. Тогда объявил голодовку — 17 дней ничего не ел. Как раз в это время к заключенному, который содержался в соседней камере, пришел прокурор. Я стал стучать в дверь, просить, чтобы открыли, выслушали меня. И прокурор услышал! Меня немедленно перевели в больницу при ГУИНе, где были все удобства — душ, туалет. А за два дня до освобождения мне объявили: “Поздравляем, вы амнистированы!”

* * *

— После освобождения “охота на ведьм” продолжалась?

— В то время в Калининграде моя фамилия звучала со всех каналов и со всех страниц газет. Пресса нагнетала истерию — писали то, что было и чего не было. Естественно, я не мог нигде устроиться на работу. Мне пришлось переехать — я выбрал Петербург, потому что это мой любимый город.

— То есть ехали наобум: Санкт-Петербург — город хороший, поеду-ка я туда!

— Практически так и было. Правда, в Питере у меня были друзья, которые нашли мне работу, приютили на первое время. Они работали в общественной международной организации, которая занималась проблемами ВИЧ, устроили меня туда же. В 1996 году закончился этот проект, и мы зарегистрировали собственное “Общество ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом”. Уже больше десяти лет мы занимаемся проблемой “чумы XXI века”, боремся против негативного отношения к ВИЧ-позитивным в обществе, через которое я когда-то прошел.

— А сейчас эта дискриминация есть? Вам, например, поджигают входную дверь, звонят по телефону с угрозами?

— Со мной лично ничего подобного не происходило. Хотя знаю случаи, когда родственники, узнав о диагнозе близких, запрещали им появляться дома. Бывает, к ВИЧ-инфицированному в больницу приходит мать. Поставит еду на подоконник: “Все, пока, я тебя больше не знаю”. Не поцелует, даже пакет в руки не даст. Но это происходит в отношении наркоманов с вирусом иммунодефицита, которые просто достали родственников. Проблема ВИЧ, например, в Санкт-Петербурге огромна: только по официальным данным здесь живет 35 тысяч человек с этим диагнозом! К тому же основной контингент в России заразился вирусом в 2000—2001 году. Значит, через пять-шесть лет эти люди почувствуют себя плохо — так что наплыв больных СПИДом в России еще впереди.

— А сколько человек наблюдается у вас сейчас?

— Все зависит от сезона: летом люди уезжают из города, много солнца, свежего воздуха, фруктов, люди заряжаются какой-то энергией, а осенью ложатся уже на обследования. У нас в отделении лежит 30—60 человек, есть 17 инвалидов, которым мы оказываем помощь на дому. Вот, например, на учете стоит 22-летний ВИЧ-позитивный мальчик, он парализован. У него есть девочка, но она общается с ним, понятно, только из жалости.

— Вы сами общаетесь со всеми больными?

— Мне приходится выполнять всю работу — у нас в штате всего 5 человек. Да и сложно подобрать специалистов, которые бы адекватно реагировали на проблему СПИДа. Дали недавно объявление: “Ищем помощника юриста”, но пока никто не откликнулся.

— Почему к вам неохотно идут работать? По-прежнему боятся СПИДа или не устраивает зарплата?

— Оклады, конечно, невысокие. Да и переносить смерть и горе ежедневно могут не все.

— Как сами–то все выдерживаете?

— На работе я всегда в белом халате — он, как зеркало, отражает боль больных. Я оделся, застегнулся на все пуговицы, и реагирую на человека только как на пациента. А как только выхожу из офиса, выбрасываю все из головы. Наверное, именно поэтому я и живу один: целый день общаешься с человеческими проблемами, вечером хочется уединения. Я такой вот барсук-одиночка. К себе в квартиру приглашаю только близких людей. Хотя и их выдерживаю сутки, а на вторые говорю: “Идите домой!”.

— Может, из-за любви к одиночеству и отношения у вас ни с кем не сложились, из-за этого и с семьей порвали?

— Защитная реакция на страдание — уединение — появилась у меня несколько лет назад. Но, например, с дочерью у меня прекрасные отношения: когда я только освободился, она ушла из дома и какое-то время жила у меня. С сыном общаемся реже — бывшей жене удалось настроить его против меня. Но это никак не связано с моим характером: Валентина просто боялась потерять его так же, как и дочь. А что касается любви, то у меня были и есть друзья. С ними мы видимся и сейчас, проводим вместе время, но не живем вместе — мне так удобно. Кстати, почти все мои друзья — ВИЧ-позитивные.

— Почему? Боитесь кого-нибудь заразить?

— Просто с этими людьми я общаюсь каждый день. Но у меня есть знакомые среди здоровых — зная и соблюдая правила, не заразишься. Например, известно, что пассивные гомосексуалисты заболевают чаще, чем активные. Да и презерватив обеспечивает 99% безопасности. Хотя секс не является для меня самоцелью. Может, лет до 40 это было интересно, но когда человеку за 50, меняется и образ мышления, и желания.

— И какие у вас желания сейчас?

— Дожить до 80 лет. Я веду здоровый образ жизни: гуляю после работы до полуночи или уезжаю в лес, не пью, не курю, не ем после семи. Антиретровирусную терапию стал принимать, хотя и не делал этого 13 с половиной лет. Хочу работать до старости — не собираюсь в 80 лет лежать на печке. Мне кажется, что я умру в движении. Надеюсь, что в собственном офисе.

Источник


 

© ЛГБТИК+ библиотека 2019-2021