Избранное сообщение

«О природе гомосексуальности»

Несколько лет назад попросил Михаила Мееровича Бейлькина сделать пост максимально простым языком, чтобы могли понять все, кто такие ядерн...

Несколько лет назад попросил Михаила Мееровича Бейклина сделать пост максимально простым языком, чтобы могли понять все, кто такие ядерные геи и лесби, что такое шкала Кинси. «Поробую».

среда, 17 февраля 2021 г.

Александр Корчинский. «Вся правда о судимостях Сергея Параджанова». Газета «Сегодня» (Украина). 29.01.2008.

Газета «Сегодня» оказалась первой и единственной среди СМИ, допущенной к архивному «делу Параджанова», которого судили в закрытом процессе 34 года назад. Документы красноречиво говорят о том, как разворачивалось «дело», кто дал показания против режиссера и что за это получил от власти.

ПАРАДОКСЫ ПАРАДЖАНОВА
9 января знаменитому кинорежиссеру Сергею Параджанову исполнилось бы 84 года. Создатель гениальной картины «Тени забытых предков» (да и многих других) не дожил до этой даты целых 17 лет — он ушел из жизни в 1991 году на родине своих предков, в Ереване. Но главный период его творчества связан с Украиной, в частности, с киевской киностудией художественных фильмов имени А. Довженко.
Увы, многим людям мастер запомнился не только своим искусством, но и скандальным судебным процессом 1974 года (хотя суд и был закрытым, но шила в мешке не утаишь). Дело в том, что судили режиссера по «позорной» 122-й статье УК УССР — за мужеложство. Сейчас подобной статьи вообще нет в нашем кодексе, сексуальная ориентация — дело каждого человека (если, конечно, это не связано с насилием или развращением малолетних). А раньше это было грозное орудие в руках власти, в том числе для борьбы с инакомыслящими...
Журналисту «Сегодня» удалось познакомиться с уголовным делом в отношении Параджанова, много лет пролежавшим в архиве Киевского областного суда. О содержании этих материалов мы расскажем (и процитируем их) ниже. Но уже сейчас, забегая вперед, можно резюмировать впечатление от изучения документов 35-летней давности. Во-первых, безусловно, Параджанова «подставили», явно была команда «сверху» его посадить за свободолюбивую гражданскую позицию (он подписывал диссидентские письма, отстаивал, причем публично, свободу слова в СССР и т.п.). Во-вторых, так же несомненно, что нетрадиционная сексуальная ориентация у Параджанова имела место. Его влекло к мужчинам больше, чем к женщинам, о чем он сам в процессе следствия довольно убедительно говорил. Власти просто использовали это влечение (и связанные с ним реальные события) как повод «приземлить» непокорного мастера. Закон такое позволял...
Поражает также скорость, с которой состряпали «дело Параджанова» — в этом читатель убедится сам, сопоставив даты. А началось все с незаметного клочка бумаги в пол-листочка, на котором был исполнен донос...
«УСТАНОВИТЬ ЗАЯВИТЕЛЯ НЕ ПРЕДСТАВИЛОСЬ ВОЗМОЖНЫМ...»
Этот материал мы решили построить в основном на цитировании либо кратком пересказе настоящих документов, имеющих в уголовном деле №21-258. Все было так просто и так страшно...
ДОНОС. Дело началось с доноса, скорее всего, сфабрикованного самими правоохранителями, ибо найти автора милиция не смогла (очевидно, его и не было в природе). Вот текст.
«Начальнику милиции уголовного розыска от Петриченко Семена Петровича, проживающего...
Товарищ начальник! Мой гражданский долг заставляет меня обратиться к вам по поводу развратника и педераста Параджанова Сергея. Он на протяжении многих лет занимается развратом несовершеннолетних и молодых юношей и мужчин. Свой дом он превратил в притон разврата. Прошу Вас положить конец этим развратным действиям.
С уважением (подпись).
8.12.1973 года».
Донос был зарегистрирован в милиции 9.12.73. Виза: «Тов. Артеменко, проверить, при подтверждении возбудить дело».
Инспектор столичного угрозыска младший лейтенант Артеменко дело откладывать не стал. Вот докладная:
«Замначальнику УУР УВД Киева...
Докладываю, что при проверке заявления гр. Петриченко Семена Петровича заявителя установить не представилось возможным. Однако факты, изложенные в заявлении, подтвердились. Установлено, что Параджанов С.И., проживающий... на протяжении длительного времени занимался гомосексуализмом. Используя славу кинорежиссера, Параджанов склонял к совершению актов мужеложства многих мужчин... На основании изложенного прошу Вашего разрешения возбудить уголовное дело в отношении Параджанова С.И.
Инспектор УУР Артеменко.
12.12.1973 г.»
Уже на следующий день нашелся человек, заявивший, что режиссер его «трахнул». Вот что показал некий Александр Воробьев, механик одного из НИИ. Дескать, с Параджановым знаком давно, не раз бывал у него дома. 6 ноября 1973 года, пишет механик, Воробьев поехал с коллегами в ресторан. Напился пьяным и не помнит, как очутился дома у Параджанова, хотя давал себе слово к нему больше не ходить. «Очнулся от того, что лежу голый на животе, Параджанов на мне. Почувствовал небольшую боль в заднем проходе, напрягся, сбросил Параджанова с себя...».
Нашли и допросили также 21-летнего Феликса Десятника, еще одного знакомого Параджанова. «Сегодня (13 декабря 1973 г. — Авт.) после долгого перерыва опять я пришел к нему». И не устоял перед обещаниям сняться в картине Параджанова (а раньше, мол, тот не раз уговаривал предаться гомосексуальным забавам, но Десятник отказывался). «...И позволил ему совершить с собой акт мужеложства, о чем сожалею».
Тогда же, 13 декабря, написал заявление и научный сотрудник одного из НИИ Михаил Сенин (которому, как оказалось, уготована скорая трагическая судьба, очевидно, из-за этого дела).
«Я познакомился на квартире Параджанова с Владимиром Кондратьевым... Вскоре после знакомства мы встретились у меня дома и между нами имел место акт мужеложства... Мне известно со слов Кондратьева, что акты мужеложства он совершал с Параджановым» (Кондратьев позже и сам это подтвердил. — Авт.). Признался в совершении актов мужеложства с Параджановым и некий Иван Писковой, а также львовянин-студент Валентин Паращук. Когда он стал студентом, выяснилось, что ему негде в Киеве жить. Параджанов предложил свою квартиру, Паращук согласился и они стали там жить вдвоем, с сентября 1973 года. Но, дескать, Валентин отказывал режиссеру в интиме, пока тот не выставил его за дверь. Паращук запросился обратно и Параджанов якобы поставил условие — оказываешь интимные услуги, тогда живешь у меня. Иначе – вон! «И тогда я, вопреки своей совести, вынужден был согласиться».
«ИЗ КИЕВА ВЫЕДУ, УЕДУ НА РОДИНУ»
Петля на шею режиссеру была накинута, осталось лишь ее затянуть. И это было сделано 17 декабря, в день возвращения Параджанова из Москвы. На другой день он был допрошен в милиции. Цитируем:
«Граждан Воробьева и Десятника я знаю, они бывали у меня на квартире... Ни с кем из мужчин я половое сношение не совершал... Я прошу подойти к разбору настоящего дела внимательно и дать мне возможность, ощутив свою моральную вину, не выносить разбор моего дела судом. А из Киева я выеду, поеду к себе на родину и там буду честно трудиться... Я не раз говорил Валентину Паращуку, что у меня в городе репутация педераста и что это отразится на его судьбе в институте».
Пошли очные ставки, на которых «жертвы» режиссера говорили слово в слово, как и на допросах, то есть обвиняли его в мужеложстве. А Параджанов утверждал, что все было лишь «между ног», что законом не карается.
20 декабря Параджанова арестовали. Дескать, режиссер под видом подыскания актеров для своих фильмов знакомился с мужчинами, приводил их домой и вступал в половые отношения. В тот же день был обыск на квартире Параджанова — безрезультатный. Ничего предосудительного не нашли и не изъяли.
21 декабря Параджанов был допрошен, как обвиняемый. Там есть такой момент: «Я встал на путь такого неестественного удовлетворения своей половой страсти после развода со своей женой, когда стал жить один. В 1964 году я болел венерической болезнью и лечился в Октябрьской больнице в Киеве. Я тяжело переживал заболевание сифилисом...»
В конце декабря — новый допрос Валентина Паращука. Он вспомнил о знакомстве Параджанова и Владимира Высоцкого в Москве.
«При мне к Параджанову приходил в гости Высоцкий... Сам Высоцкий не выпил и капли спиртного, а Параджанов, как никогда, напился до скотского состояния... Утром, придя в себя, Параджанов сказал мне, что я не настоящий мужчина, так как имел возможность употребить его в задний проход и не воспользовался такой возможностью».
Была допрошена и экс-жена Параджанова Светлана Щербатюк. Они развелись в 1962 году (а поженились в 1955-м). Она охарактеризовала бывшего мужа, как деспотичного и неуравновешенного человека. Дескать, очень ревнив, хотя ее не бил. Был щедрым к друзьям до расточительства, что ей не нравилось. Светлана припомнила: Параджанов ей когда-то рассказывал, что ранее был уже судим в Тбилиси, но когда именно, она не помнит, а за что и какой получил срок — не знает. О его гомосексуальных наклонностях она не подозревала, их супружеская интимная жизнь протекала нормально.
Параджанов с женой, фото из личного архива
ПЕРВАЯ СУДИМОСТЬ. 26 декабря Параджанов был опять допрошен в СИЗО. Тема — судимость в Тбилиси. Оказалось, что он и впрямь был там судим Военным трибуналом в сентябре 1948-го. Привлекались Параджанов и другие в связи с уголовным делом за мужеложство в отношении майора КГБ Николая Микава.
Рассказывает сам Параджанов, в середине 40-х поступивший в тбилисскую консерваторию с помощью Микавы: «После того как я устроился в консерваторию, Микава в кабинете у себя поцеловал меня. Примерно через неделю после этого я случайно встретил Микава на улице и он попросил меня зайти к нему. В тот же день, часов в десять вечера, я зашел к нему в партком... Я имел с ним половой акт, причем совершил я его по просьбе Микава. Это был первый и последний раз... (в суде фигурировало больше. — Авт.). Это относится к декабрю 1944 года».
8 октября 1948 года в закрытом судебном заседании Военным трибуналом Войск МВД ГССР Микава был приговорен к 8 годам заключения, Параджанов и другие (всего 7 человек) — к 5 годам каждый. Но Параджанову, в соответствии с Указом Президиума ВС СССР от 7 июля 1945 года об амнистии, срок сразу был сокращен вполовину. По касационной жалобе в ноябре Военная коллегия Верховного суда СССР пересмотрела этот приговор и в итоге от отбытия наказания будущий режиссер (он в это время был студентом ВГИКа) был освобожден. В начале декабря 1948-го Параджанов был освобожден из тбилисской тюрьмы.
О «ДРАГОЦЕННОСТЯХ» ПАРАДЖАНОВА

Следствие вскоре от милиции перешло к следователю по особо важным делам при прокуроре УССР Евгению Макашову. При нем следствие всячески пыталось обвинить Параджанова еще и в спекуляции ценностями и валютой, но ничего из этого не вышло.
Макашов интересовался, на какие средства жил режиссер (подразумевая — не от спекуляции ли?). Параджанов отвечал, мол, только на законные. Например, за постановку фильма «Тени забытых предков» он получил 6 тысяч рублей (в те времена «Жигули» стоили 5,5 тысяч). Через год-полтора такую же сумму киевская студия Довженко выплатила ему за сценарий фильма «Киевские фрески». За сценарий и постановку фильма «Саят-Нова» армянская киностудия выплатила ему соответственно 6 и 3 тысячи рублей. Там же заплатили 2250 рублей, как соавтору фильма «Чудо в Оденсе». Сценарий «Интермеццо» был принят киевской студией, которая выплатила 4 тысячи рублей. Регулярной зарплаты он не получал, жил на эти гонорары.
Рассказывает художник по костюмам Лидия Байкова: «Разговоры об «исключительных» ценностях в распоряжении Параджанова базировались только на безудержных фантазиях. К примеру, все знакомые Параджанова десятки раз слышали о перстне, который ему якобы подарил сам католикос Армении. На самом же деле перстень этот появился у Сергея много лет тому назад, а сердцевину (бледно-голубой камень, окруженный мелкими алмазиками) он купил за 45 рублей у нашей общей знакомой...».
ЕГО ИМЯ ПРИСВОЕНО ОДНОЙ ИЗ ПЛАНЕТ...
Сергей Иосифович Параджанов родился в Тбилиси 9 января 1924 года в армянской семье Иосифа Параджанова и Сиран Бежановой (настоящие имя и фамилия режиссера — Саркис Ховсепи Праджанян). В 1942—1945 годах он учился на вокальном отделении Тбилисской консерватории и на строительном факультете Тбилисского института инженеров железнодорожного транспорта.
В 1952 году Сергей Параджанов окончил режиссерский факультет ВГИКа. Работал в основном в Киеве, на студии им. Довженко, хотя время от времени также трудился в Тбилиси и Ереване. Дебютом режиссера в кино стал фильм «Андриеш», затем, помимо нескольких художественных картин, он снял ряд документальных и научно-популярных картин: «Наталия Ужвий», «Думка», «Золотые руки».
В 1964 году по мотивам произведений М. Коцюбинского Сергей Параджанов поставил фильм «Тени забытых предков» о жизни гуцула Ивана. На многих международных кинофестивалях фильм за два года проката удостоился 28 премий, наград и дипломов (например, премия Британской киноакадемии в 1966 году). Имя Параджанова приобрело немалую известность.
Режиссер вел активную общественную деятельность, ратовал за свободу слова, что, конечно, не нравилось властям. Затем была зона... Освободился он лишь 30 декабря 1977 года, после вмешательства в его судьбу видных мастеров искусства Запада, в частности, Луи Арагона (они написали письмо советскому руководству в защиту Параджанова).
Вернуться в Киев режиссеру не позволили, и он уехал в Тбилиси (киевскую квартиру у него забрали). В 1984 году Сергей Параджанов поставил по грузинской народной легенде фильм «Легенда о Сурамской крепости», а в 1988 году вышла его последняя законченная картина — «Ашик-кериб», снятая по мотивам одноименной поэмы Михаила Лермонтова. Параджанов также писал сценарии и был художником нескольких спектаклей. В 1989 году Параджанов начал снимать автобиографический фильм «Исповедь» на «Арменфильме», но начатая работа была вскоре прервана из-за прогрессирующей болезни режиссера. По приглашению правительства Франции он прибыл для лечения в Париж. К несчастью, болезнь была уже неизлечима. 21 июля 1990 года Параджанов скончался в Ереване и был похоронен в Пантеоне столицы Армении, рядом с Арамом Хачатуряном, Вильямом Сарояном другими деятелями искусства.
Параджанов — народный артист УССР (с 1990 года), лауреат Госпремии Украины им. Т. Шевченко (посмертно, 1991 г.). Решением ЮНЕСКО 1999 год был назван его годом. Его имя также присвоено планете №3963.
ФИЛЬМОГРАФИЯ СЕРГЕЯ ПАРАДЖАНОВА
Режиссёрские работы
• 1954 — Андриеш
• 1958 — Первый парень
• 1961 — Украинская рапсодия
• 1962 — Цветок на камне
• 1964 — Тени забытых предков
• 1969 — Цвет граната
• 1984 — Легенда о Сурамской крепости
• 1988 — Ашик-кериб
• 1990 — Исповедь (фильм не окончен, оригинальный негатив включён в фильм «Параджанов: Последняя весна»)
Сценарии
• 1964 — Тени забытых предков
• 1965 — Исповедь
• 1969 — Цвет граната
• 1989 — Этюды о Врубеле
• 1990 — Лебединое озеро. Зона (совместно с Ю. Ильенко)

© ЛГБТИК+ библиотека 2019-2021