Избранное сообщение

«О природе гомосексуальности»

Несколько лет назад попросил Михаила Мееровича Бейлькина сделать пост максимально простым языком, чтобы могли понять все, кто такие ядерн...

Несколько лет назад попросил Михаила Мееровича Бейклина сделать пост максимально простым языком, чтобы могли понять все, кто такие ядерные геи и лесби, что такое шкала Кинси. «Поробую».

воскресенье, 28 марта 2021 г.

Ольга Малышева. Пьеса «Комьюнити».

Файлы с текстом пьесы на русском и на английском предоставлены  автором. 

Рецензия Гульнар Танкаевой «Подлинная история двух казахстанских геев».

В Алматы состоялась премьера пьесы «Комьюнити» - подлинная история двух казахстанских геев, сбежавших в Европу от нашей гомофобии

* В Казахстане гомосексуальность легальна
* Полчаса тишины в трамвайном депо
* Штурм шведской тюрьмы
* Интима не ожидать
На снимке: режиссер Антон Дукравец, он же – исполнитель главной роли. Фото: Зикен Коянбай.

В Казахстане гомосексуальность легальна

Сюжет пьесы прост до невозможного и так же беспроигрышен: два казахстанца нетрадиционной сексуальной ориентации эмигрируют в Швецию по причине отечественной гомофобии.
Ссылаясь на эту же причину, пытаются получить в стране Малыша и Карлсона статус беженца, в чем им долго и упорно отказывают.
Объяснение логично и элементарно: в РК гомосексуальность легальна с 1998  года – с тех пор, как из закона исчезло наследие советского уголовного кодекса, статья «за мужеложство». И единственное, в чем сегодня можно «упрекнуть» Казахстан – в запрете на однополые браки...
Кульминация в пьесе наступает в тот момент, когда шведские власти, устав от казахстанской пары, сажают её в миграционную тюрьму, одного за другим. При этом не отбирая ни телефоны, ни возможность выхода в Интернет. На переписке одного из них с его подругой, оставшейся в Казахстане, и построена пьеса.

Полчаса тишины в трамвайном депо

Наверное, не стоит говорить, насколько это удачная форма в (простите за заезженное словосочетание) «эпоху гаджетов».
Наверное, не стоит говорить о том, кто может стать и станет зрителем этой пьесы – и я не об ЛГБТ (гомосексуальных, бисексуальных и трансгендерных людях), а о «современных, неформальных и продвинутых» – именно они двигают Artbat Fest, в рамках которого состоялась премьера пьесы «Комьюнити».
Не стоит говорить и о неизбежном поиске подходящей площадки для получасового спектакля – на этот раз ею стало творческое пространство бывшего алматинского трамвайного депо.
То есть: полуразрушенные стены, импровизированные места для зрителей, вековая пыль (привет аллергикам) и возможность проецировать на грубую кирпичную поверхность короткие ролики.
«Колизей!» - едко и метко заметил кто-то из зрителей. (К слову: спектакль состоялся при поддержке фонда «Сорос-Казахстан».)
В этом антураже, минимальными средствами, автор пьесы Ольга МАЛЫШЕВА, режиссер Антон ДУКРАВЕЦ, он же – исполнитель главной роли, и актриса Светлана СКОБИНА создают на самом деле театральный спектакль.
Полчаса (столько времени идет пьеса) тишины - мечта любого современного драматического театра. Полчаса погружения не в свои, а в чужие гаджеты, где в сообщениях (впрочем, так же, как сегодня в реальности) -целая жизнь. И дружба, и любовь, и гомофобия.

Штурм шведской тюрьмы

Так вот, на мой взгляд, пьеса именно о первом – о дружбе. Потому и  «Комьюнити» (от английского community – сообщество, общность).
Причем о реальной дружбе: документальная пьеса «Комьюнити» основана не просто на подлинной истории – это, практически дословно, настоящая переписка Ольги Малышевой с ее лучшим другом, который несколько лет назад уехал в Швецию.
Ольга из наших степей помогала им выбраться из шведской тюрьмы и решить проблемы с видом на жительство. Привлекая фейсбучных «друзей», «друзей друзей», «друзей друзей друзей» и так до бесконечности, пока однажды ФБ-цепочка не «выстрелила». В стокгольмской газете вышла статья об Олеге и Никите. Пару выпустили из тюрьмы и не выслали в Казахстан.

Интима не ожидать

То есть, если кто-то захочет интимных подробностей – спектакль его разочарует.
Если кто-то захочет агитации за права геев и лесбиянок, гей-парады и однополые браки – спектакль его опять разочарует. 
Если кто-то захочет характерных гей-интонаций, чтобы разозлиться и поругаться – спектакль его совсем разочарует: в исполнении Антона Дукравеца очень мало истерики и много человечности и иронии, в том числе – по отношению к своему герою.
А еще в пьесе много правды, что сегодня редкость для документальных пьес, книг и даже фильмов. В том числе и такая: с пресловутым отъездом за рубеж проблемы не решаются, а порой только множатся. Или: есть такие проблемы – пока о них не задумываешься, кажется, что их вовсе не существует. Потому что закончить этот текст я хотела фразой - «вот только где они нашли в Казахстане гомофобию?».
Но поздним вечером мне позвонил один из тех немногих, кто не досидел до конца спектакля:
- Ну и чем там закончилось? Второй пид...с на сцене появился?
P.S. Предваряя вопрос: реальные Олег и Никита получили вид на жительство и сегодня живут в Швеции, занимаясь все тем же – защищая права ЛГБТ, но с одним отличием – в их случае речь идет о защите прав ЛГБТ-беженцев.     
Для связи Ольга Малышева дала почту и страницу на  Фейсбуке


© ЛГБТИК+ библиотека 2019-2021