Избранное сообщение

«О природе гомосексуальности»

Несколько лет назад попросил Михаила Мееровича Бейлькина сделать пост максимально простым языком, чтобы могли понять все, кто такие ядерн...

Несколько лет назад попросил Михаила Мееровича Бейклина сделать пост максимально простым языком, чтобы могли понять все, кто такие ядерные геи и лесби, что такое шкала Кинси. «Поробую».

вторник, 27 апреля 2021 г.

Леонид Добычин. «Город Эн».

Леонид Иванович Добычин – талантливый и необычный прозаик начала XX века, в буквальном смысле «затравленный» партийной критикой, – он слишком отличался от писателей, воспевавших коммунизм. Добычин писал о самых обычных людях, озабоченных не мировой революцией, а собственной жизнью, которые плакали и смеялись, радовались маленьким радостям жизни и огорчались мелким житейским неурядицам, жили и умирали.
И рецензия Константина Кропоткина:
 «Город Эн» - по объёму, скорее, повесть, но этот текст, многое имеющий ввиду, можно считать и романом, как, скорее, романами были прозаические сочинения зрелого Чехова, на которого автор - Леонид Добычин - со всей очевидностью хотел быть похожим.  
У «Города Эн» - слава произведения недооценённого, но чрезвычайно для русской словесности важного. Вышедший в Ленинграде в 1935 году, роман должен был стать открытием новых возможностей литературы, фактически же обозначил завершение экспериментов 1920-х. Функционеры от литературы устроили книге публичную порку, в самый разгар которой Добычин исчез. Вероятнее всего, покончил с собой. Стыд за убийство словом начали избывать только в конце 1980-х, сейчас корпус текстов Добычина изучен, кажется, вдоль и поперёк.
«Город Эн», - история взросления мальчика где-то на западе Российской империи в начале XX века. Время точно обозначено через артефакты, - одежды, книги, фасоны, предметы быта ушедшей эпохи. Мальчик рано теряет отца-врача, его мать идёт в телеграфистки, он же отправляется учиться, сохраняя взгляд, скорее, детский, не очень стремясь искать разницу между людьми и предметами, от чего кажется, что до каталога аксессуаров сведено и живое, и мертвое, - вещи выглядят живей, а люди - помертвелыми. Длинен список, на кого в прозе похож Добычин - главный герой «Города Эн», альтер эго писателя - поминает Достоевского и Гоголя, а его почитатели видят переклички с Прустом и Джойсом.
При всей дотошности «добычиноведения» интерпретаторы обычно предпочитают не останавливаться особо на гомоэротической составляющей: да, говорят, эмоционально героя больше волнуют мальчики, а в девочках интересны их наряды в той же степени, что и они сами; да, дружбы героя с мальчиками отчётливо окрашены в краски любовные. У литературоведов это зовётся «отроческим гомоэротизмом», без особых подробностей. Между тем, именно квир-фильтр существенно модифицирует восприятие романа.
«Странный роман», «ускользающий автор». Все встаёт на свои места, если считать «Город Эн» историей взросления гомосексуала: ангел на стене, которым любуется герой, вырастает в образ мальчика из соседских, встреча с которым сулит счастье. Рассказчик ищет любовей в дружбе, параллельно все яснее отстраивая душевные переживания от внешнего мира: «Я заметил теперь, что маман за мной стала подсматривать. С этого дня я старался вести себя так, чтобы ей про меня ничего нельзя было узнать».
Внешняя монотония ясно обозначена как привычка «другого» к скрытности, - что принято почему-то считать выражением аутичности героя и, если угодно, слепком душевного состояния «бывших», в первые годы советской власти отказавшихся понимать происходящее. Оно и так, - Добычин и его герой - родом из своего времени. Но разлад между внешним и внутренним, между допустимым и желаемым, делается глубже и неразрешимей, если принять на веру, что мальчик тот - гомосексуален. И в этом отношении «Город Эн» состоит в родстве как с «Душевными смутами воспитанника Терлеса» Роберта Музиля (1906), так и «Историей одного мальчика» (1982) Эдмунда Уайта.
Сами факты о Добычине оправдывают использование квир-оптики: поначалу искал общества Михаила Кузмина, самого знаменитого из русских литературных геев, никогда не был женат, не скрывал привязанности к «Шурке», соседу по коммуналке, которому посвятил «Город Эн». Примечателен отзыв Георгия Адамовича, одного из главных критиков русского зарубежья. «Какая странная, какая беспощадная и оригинальная вещь. Надо запомнить имя Добычина, это, может быть, будет замечательный писатель», - в похвалах знатока литературы ощутимо изумление, как бывает при соприкосновении квир-человека с квир-прозой: ты узнаешь в другом себя, причём так, как и себе, возможно, никогда о себе не признавался.


© ЛГБТИК+ библиотека 2019-2021