Избранное сообщение

«О природе гомосексуальности»

Несколько лет назад попросил Михаила Мееровича Бейлькина сделать пост максимально простым языком, чтобы могли понять все, кто такие ядерн...

Несколько лет назад попросил Михаила Мееровича Бейклина сделать пост максимально простым языком, чтобы могли понять все, кто такие ядерные геи и лесби, что такое шкала Кинси. «Поробую».

вторник, 17 августа 2021 г.

«Голубой профсоюз: геи в СССР».

«Я на зоне был в отряде «обиженных». Меня спасло то, что прокурор переусердствовал»
Шестидесятилетний ветеран голубого движения, в свое время отсидевший по 121-й статье, рассказывает о тюремном быте и нравах общины в Ленинграде 1970-х.
В «профсоюз» — так тогда называли среди своих голубую тусовку — я пришел в 1970-м. Много наших в те времена собиралось в «Катькином садике», на площади Островского, где размещалась плешка — место встреч. Люди были разного возраста, молодые, старые, общались тепло, презрения к пожилым не было. В ходу были женские клички, это меня удивляло, но тех, кто не носил таких кличек, сторонились, общались с ними мало.
Нет, свою кличку не скажу, и имя измени, сынок. Уже один раз поговорил с телевидением — они такой сюжет сделали, что давление шибануло, вон правый глаз плохо открывается.
Где-то между 1975 и 1980 годом у плешки появился «филиал» под галереей Перинной линии Гостиного двора, там ни дождь, ни снег не были помехой. В сильные холода спускались в метро «Невский проспект», общались на лавочках. Много людей знакомилось в общественных туалетах, в основном в туалете Московского вокзала.
Мы всегда собирались в ночь с 7 на 8 марта, чтобы открыть весенний сезон: разрезать голубую ленточку перед памятником Екатерине, разбить бутылку шампанского о постамент. И каждый из пятидесяти-ста человек получал по кусочку ленточки на память. Милиция не дремала — фотографировали нас, даже не прячась. Традиция держалась где-то до 1987-го.
Иногда устраивали концерты: кто-то пел, кто-то декламировал — прохожие заслушивались.
Солидарность тогда еще была. Солидарность подпольщиков. И стучали друг на друга, и бросались на помощь по первому зову.
Проблема «ремонта» — нападений на гомосексуалистов — была всегда. И в 1965 году, и позже. Многие «ремонтники» при определенных условиях могли пойти на сексуальный контакт: известно же, что особенно рьяные гомофобы, как правило, сами латентные гомосексуалисты. Но в большей степени их интересовало на халяву выпить, отнять у кого-нибудь денежку. Тогда это были просто жители рабочих окраин, гопари, сейчас — кем-то организованные группировки «православных» хулиганов.
Я умел выходить из таких ситуаций, общался с ними, знал много баек. В 1970-е годы у нас ребята были очень, так сказать, сплоченные, давали «ремонтникам» настоящий отпор. Как-то раз подошли человек семь, начали задирать, ну мы им и наваляли. У меня в руке была бутылка с пивом, вот ее об голову ближайшего и разбил. Они убежали.
Хотя действовала статья за мужеложство, но всех подряд по ней не сажали. Дело в том, что для этого надо было застать человека на месте преступления, потом начинались какие-то идиотские экспертизы. Если второй партнер категорически отказывался признаваться, то пришить статью было практически невозможно. Но могли сообщить на работу, что такой-то ходит в «Катькин сад» или к Гостинке, и вот тут могли начаться неприятности. Давление было сильное, не каждый мог продолжать работать в том же коллективе, приходилось вынужденно увольняться: слухи, косые взгляды, оскорбления…
И потом, конечно, многих ставили на учет в 27-е отделение милиции, ближайшее к площади Островского. Если нужно было человека держать в узде, надавить, заставить сотрудничать с милицией или КГБ, все материалы для этого существовали. И агентурная сеть в итоге была развита хорошо, выбор-то небольшой: или сотрудничай, или сиди.
По 121-й статье, части первой, сажали тех, кого хотели посадить. Принцип был простой, что в миру, что позже на зоне: сиди тихо, и тебя не тронут. Не начни я качать права, написав жалобу на исполком, который не давал одну бумажку, я бы, конечно, не сел.
Был я на зоне в отряде «обиженных», но меня спасло то, что прокурор переусердствовал и влепил мне еще и 210-ю статью, часть первую: доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения и вовлечение в азартные игры. А она была расплывчатая. Вот ты стоишь в магазине, подходит к тебе пацан лет семнадцати: «Дяденька, купите мне водки». Купил — и готово. Ну, или на интерес сыграл в карты. Я тогда с парнем встречался, ему только восемнадцать исполнилось, расколоть было нетрудно.
Когда пришел в камеру, я уже был предупрежден и про статью 121-1 молчал. Поэтому надо мной никто особо и не издевался на «обиженке». Сидели там по 121-й статье, еще за изнасилование, ну и те, кого на зоне опустили.
Когда находишься там, главное — ни во что не влезать, тогда никаких особых неприятностей не будет. Не играть на интерес, даже в шахматы, даже на сигаретку. У меня серьезных конфликтов не случалось, но морально, само собой, было тяжело — человеку, который всегда был далек от криминала, даже блатных песен не знал и не пел, маменькину сынку, интеллигенту и спортсмену.
Через три года меня перевели на «химию», потом вышел по амнистии. Жилье, конечно, потерял, хорошо, что мог прописаться в комнату к маме. Тогда ведь как было: не прописан — значит, опять пойдешь на зону за нарушение паспортного режима и тунеядство. Ну или за сто первый километр. Нас много таких выходило, отсидевших по всяким дурацким статьям.
Часть знакомых от меня отвернулась, а часть поддержала, я смог по блату устроиться на работу, приемщиком хлеба. Ну, что вспоминать, уже больше пятнадцати лет никого из тех времен не видел. Еще по инерции в 1993–1995 годах собирались в «Пегасе» на Моховой, заведении с фейсконтролем, чужих там не было. Ну а потом — границы открыты, статья отменена, сообщество распалось.
Обижаться, сожалеть незачем. Ни на кого обиды не держу. Все прошло.
коллаж: Игорь Скалецкий
Какое классное, ламповое интервью о ленинградском позднесоветском гомо-мире с его участником, опубликованное еще до принятия «закона о пропаганде» в 2013.
В «профсоюз» — так тогда называли среди своих голубую тусовку — я пришел в 1970-м. Много наших в те времена собиралось в «Катькином садике», на площади Островского, где размещалась плешка — место встреч. Люди были разного возраста, молодые, старые, общались тепло, презрения к пожилым не было. В ходу были женские клички, это меня удивляло, но тех, кто не носил таких кличек, сторонились, общались с ними мало.
Прозвища были практически у всех квироватых в Ленинграде и в 1920-1930е. Подборка из архивных источников, изученных лично мной: Греческая ваза, Зинка-кобыла, Сережа Пупсик, Дунька Глазастая, Васька Стекольщик, Берита Червонная. Довольно долго я мучилась с переводом на английский вот этой: Пашка колотые пятки. А всего прозвищ было около полутора сотен только в пределах раннесоветского Ленинграда.

© ЛГБТИК+ библиотека 2019-2021