В 1925 году на вопрос сюрреалистической анкеты о самоубийстве Рене Кревель ответил «Это, возможно, самый верный и совершенный выход». Пьер Дюмон, герой его знаменитого романа «Трудная смерть» (1926), тоже не находит другого выхода. Он страстно влюблен в американского композитора Артура Браггла, а тот делает вид, что Пьер ему наскучил.
Глаз Браггла, маленького дикаря, пахнет лесом, сухим деревом, дождем. Одна капелька его взгляда глубже всех океанов вместе взятых. Глаз Браггла - звериный глаз. Нежная лава затапливает все вокруг, и Пьер понимает, что смерть - точка в пространстве и времени, где сходятся, взаимно друг друга уничтожая, все взгляды - взгляды существ, предметов, минут, мест, жестов, сожалений, радости, надежд, злобы, криков, слез, смеха. Остается лишь дыра - белее белого, чернее черного. Огромные глаза так широко распахнуты, что кажутся пустыми. Браггл бывает таким красивым, лишь когда он заблудится в какой-то мгле, а его глазницы глубоко вваливаются, и даже не верится, что такие таинственные впадины могли появиться на человеческом лице.
Под микроскопом. Вооружившись иглой, предельно расслабленно и неторопливо как лаборантскую лягушку, расчленяя и дёргая, тыкая. Виртуозно - танцующе. По миллиметру изучая эмоции, думы и чувства. Что откуда растёт и зачем произрастает наружу. Зачееем?.. Сложно, просто и вкусно.
Сюрреализм и уже классика.