Биографии Сомерсета Моэма (25 января 1874 - 15 декабря 1965), написанная Тедом Морганом, - беспристрастное исследование, предлагающее читателю почти невозможное сочетание подчеркнутого уважения и любви к личности выдающегося писателя и драматурга с высшей степенью непредубежденного отношения к его тайным порокам и явным добродетелям.
Книга настолько удалась Моргану, что душеприказчик и друг Моэма Спенсер Кертис Браун, призванный согласно завещанию уничтожать любые сохранившиеся письма Моэма и пресекать всякие попытки создания жизнеописания «благоразумного сноба», написал для нее предисловие.
Владимир Кирсанов
М.: Захаров. 2002, 448 стр., 5000 экз.
И тематическая рецензия на эту книгу:
«Анормальный» на три четверти
Сомерсет Моэм - кто он: сирота, воспитанный в семье ортодоксального дяди, врач, начинающий писатель, известный драматург, британский шпион в России, где он стал завсегдатаем популярного среди русских геев ресторана «Медведь» в Петербурге... Наконец, гомосексуал, успешно скрывавший свои сексуальные предпочтения в пик викторианской эпохи - дни, когда тысячи геев, дабы избежать судьбы Оскара Уайльда, покидали Европу, основав на острове Крит едва ли не целую колонию.Однажды Сомерсет Моэм признался своему племяннику: «Я пытался убедить себя, что на три четверти нормален, и только на одну четверть анормален, тогда как на самом деле все наоборот». Человек, который с детства испытывал гомосексуальные переживания и привязанность к мужчинам, до конца своих дней конструировал свою жизнь так, чтобы о его действительных желаниях возникали лишь слухи, - не более. Тем временем каждый литературный секретарь (среди них - исключительно мужчины) был для Моэма всегда больше, чем секретарем. В конце концов, Моэм женился, но... на сестре одного из своих любовников Джеральда Хэкстона, с которым они были связаны всю жизнь. Они спорили, иногда ссорились, но никогда не расставались. За умирающим от рака Джеральдом Моэм ухаживал, словно за родным сыном.Итогом короткой дружбы Моэма с магом Алистером Кроули, проповедником абсолютной вседозволенности в сексе, стал роман «Чародей» (1908). Но Моэм, поначалу оскорблявший общественные вкусы своими текстами, вскоре выбрал другой путь: стал легко работать на книжный рынок.Красивые мужчины окружали Моэма до конца его жизни. Даже в семьдесят он все еще был способен к романам и безудержному сексу, когда влюбился в семнадцатилетнего ученика Дэвида Познера, признавшегося, что он «понял творчество Моэма через его тело...».Моэм, тщательно относившийся к своему здоровью, увлекавшийся всем новым в медицине, в частности, подвергавшийся несколько раз клеточной терапии, пережил многих своих любовников, даже относительно молодых.Тэд Морган написал биографию, лишенную каких-либо попыток интерпретировать творчество Моэма как литератора и мыслителя. Многие биографы из-за недостатка документального материала предлагают читателю взамен объективного рассказа о быте и повседневных пристрастиях кумиров некое отвлеченное повествование об их внутреннем мире. Морган просто написал честную книгу о талантливом человеке, который не пытался сопротивляться времени, но пытался воздействовать на него. Получилось жизнеописание успешного беллетриста, оптимиста, который на самом деле реализовал свои "три четверти ненормальности" на все сто - и в творчестве и в жизни.Владимир Кирсанов,
Скан книги сделан для библиотеки