Романы Джо Холдемана об Уильяме Манделле, простом американце, вырванном из XX века и брошенном в звездные схватки тысячелетней войны будущего, критика единодушно назвала ответом ветерана Вьетнамской войны на «Звездный десант» Роберта Э. Хайнлайна. Книга Холдемана — подлинная классика военной фантастики, удостоенная высших литературных наград — премий «Хьюго» и «Небьюла».
Есть очень актуальная и поныне повестка – например, из-за перенаселения люди живут в ульеподобных домах, а мировое правительство делает гомосексуальность обязательной, и за тягу к противоположному полу можно схлопотать что-то похуже, чем осуждение общества. Здесь есть привычный сюжетный набор произведений на военную тематику подобного рода: это учебка, первое боестолкновение, передышки между следующими битвами, битвы чем дальше, тем масштабнее, а на фоне этого – отношения между сослуживцами, их попытки войти в контакт с инопланетной расой, с которой они собственно и воюют.
Холдеману удается мазками, штрихами обозначить яркие этапы развития мира, и сатира на мир даже поярче сатиры на войну выходит. Потому что будет та война или нет, а мир-то, человечество-то, дальше будет. Холдеман очень много что стебет, что становится актуальнее и актуальнее. Например, пропаганду. Ну и как каждый фантаст, творивший где-то близко к золотому веку фантастики, он предсказывал технический прогресс - и где-то угадывает, а где-то нет. Он попал в цель с кредитными картами, но вот с книгами... ай-яй:Я перевелся на второй корабль, надеясь, что там найдутся новые книги. А их там не оказалось.
Прогресс не стоял на месте, за четверть столетия, которые для Манделлы были лишь несколькими годами, мир успел измениться до неузнаваемости, нарастить новые правила и моральные принципы. И неудивительно, что парень, решивший навсегда покончить с армией, вынужден вновь туда возвратиться. Там было все как раньше. Там был дом. Автор не гнушается жестоко высмеивать абсурдное общество с их абсурдными законами, некоторые моменты пронизаны неплохим сарказмом. Хотя, признаюсь, что шутка с гомосексуализмом меня таки утомила.