Избранное сообщение

«О природе гомосексуальности»

Несколько лет назад попросил Михаила Мееровича Бейлькина сделать пост максимально простым языком, чтобы могли понять все, кто такие ядерн...

Несколько лет назад попросил Михаила Мееровича Бейклина сделать пост максимально простым языком, чтобы могли понять все, кто такие ядерные геи и лесби, что такое шкала Кинси. «Поробую».

суббота, 27 марта 2021 г.

Андрей Бондаренко. Пьеса «Мудак».

Текст  пьесы на украинском,  рецензия на постановку  в театре «Золотые ворота» на русском.

Богдана Орлеанова. Спектакль «MUDAK»: секс с деревьями и мрачное будущее в премьере «Золотых ворот»

После карантинных запретов и самоизоляций хедлайнер украинского театрального процесса театр «Золотые ворота» наконец-то открыл новый сезон – «Сезон твоей силы» и выпустил премьеру – «MUDAK». Режиссеркой спектакля стала ученица Стаса Жиркова – Таня Губрий.
Таня Губрий довольно часто обращается к современной украинской драме и прозе, поэтому новая постановка не стала исключением. Работа над пьесой «Мудак» Андрея Бондаренко, которая впервые была представлена на «Тиждне актуальной пьесы» 2019, в 2020 году обрела новые, почти пророческие смыслы в контексте наших реалий: пандемия Covid-19, неолиберальное движение, погромы, скандалы с Джоан Роулинг, трансгендерами и менструирующими людьми, изменения на «Оскаре»…
Артем Плёндер
Итак, две тысячи какой-то год. Человечество заселило Марс, провело интернет на Луну, направило поток инстаграм-сториз на Сириус, устраивает концерты классической музыки в Антарктиде, гомосексуалы давно обрели равные права… Кажется, вот она – идиллия. Но, на самом деле, не все так сказочно: на планете царит эпидемия грусти. А все потому, что какой-то мудак китаец (зачеркнуто) украинец заразился – съел мясо дельфина-самоубийцы, выбросившегося на берег курорта Кирилловка. Да к тому же, появилась еще и сексуальная девиация – совокупление с растениями, и те, кто практикуют подобные утехи – дендрофилы, или по-простому – дровоёбы, которых отлавливает эко-полиция.
Олег Стефан и Кристина Любая
Именно в таком мире и живет больной грустью главный герой Михаил (Артем Плёндер). Грусть по замыслу создателей спектакля у него проявляется то как заикание, то почти как эпилепсические припадки. Обитает же Михаил у своей больной тетки в квартире, представленной минималистичной сценографией: в глубину черного кабинета вмонтированы футуристические витрины, поверх которых пускается проекция, изображающая некую разноцветную субстанцию – искусственный интеллект Ореста. Есть здесь и несколько живих растений в горшках. Сюда же является и Мелузина или просто Зина (Кристина Любая), девушка, которая чтобы заработать денег притворяется айфрендом, роботом для секс-услуг. Она также болеет грустью, но, в отличие от героя, «нормальная», она лечится.
Кристина Любая 
Актеру Оресту Пастуху в спектакле досталась почему-то не роль Оресты, а роль недалекого и обозленного (почти «карпатского зомби») гомосексуала эко-полицейского. Хотя, он и получил компенсацию в образе своего сценического партнера – актера театра на Левом берегу Олега Стефана. Правда, внешне полицейские-гомосексуалы (несмотря на две тысячи какой-то год) в спектакле продолжают выглядеть стереотипно: блестящая форма, блестинки в бородах, а поведение их еще далеко от того, как ведут себя «нормальные гомосексуалы» – актеры пока стесняются каждого своего жеста.
Артем Плёндер, Олег Стефан
Если один из последних популярных спектаклей Тани Губрий в театре «Золотые ворота» – «Бери от жизни всё» – «матюкливая» комедия, то «MUDAK» скорее драма. Сам театр определяет жанр спектакля как «баллада о сексе, деревьях и будущем». Странно – баллады, в основном, бывают о прошлом. Хотя, если вспомнить балладу о детях в лесу, отданных злым опекуном для расправы двум разбойникам, вполне подойдет: в спектакле Золотых с главным героем в лесу расправляются всё те же два полицейских. Несмотря на подобный финал, в сцене, когда герой Стефана розрезает ножницами майку главного героя, внимателый зритель сможет разгледеть у Артёма почти под сердцем небольшое тату – Happiness, почти знак, что какая-то надежда есть.
Артем Плёндер, Кристина Любая  
Кстати, в самом начале зрителей предупреждают, что спектакль может вызвать возмущение, и именно этого создатели добиваются. Но пока все смотрится вполне девственно, даже робко, так сказать, в условной манере, – особо не надейтесь, никто на сцене не будет воспроизводить настоящий половой акт с колодой или закалывать кого-то сучком. Вместо этого – проекции лесов, окрашенные в цвета украинского флага. И если у драматурга деревья в конце грозно замирают над убийцами, то в спектакле, как и в жизни, эко-ментам точно все сходит с рук.
Сцена из спектакля
И пьеса, и спектакль «Золотых» мучаются вопросом: какой же он, мудак обыкновенный? Мудак – тот, кто не сортирует мусор, кто не может себе позволить органический фалафель, жрет мясо, и не может отключить социальную рекламу? Или тот, кто под щитом всевозможных прогрессивных лозунгов десятки лет сохраняет свою прогнившую костную суть? Кто же мудак: тот, кто смог заработать на айфренда, или тот, кто все еще предпочитает человеческие отношения? Если зрителю сложно понять – ему поможет фейковый айфренд. Во время спектакля Зина выходит на сцену с камерой в руках и начинает рандомно снимать close up зрителей, чтобы уже точно никто не засомневался, кто здесь мудак, а кто – нет, и о ком вообще идет тут речь.
Каст спектакля
В целом, поклонники театра драматурга должны остаться довольны.  Да и те, кто не знаком с текстом пьесы, думаю, тоже. 
Кстати, команда спектакля вместе с Андреем Бондаренко дописали новый финал, добавив в копилку вопросов еще и вопрос нашего выбора, а также того, как просто упустить в жизни свой шанс… Так что, берите своих айфрендов, колоды, живых друзей (если вдруг у кого есть) и идите в театр повышать уровень эндорфина, пока Ореста не вынесла вам мозг социальными новостями.
Фото: Артём Галкин, Анастасия Мантач


© ЛГБТИК+ библиотека 2019-2021