Жан Жене (Jean Genet) родился 19 декабря 1910 года в Париже. Мать его, Камилла Жене, назвалась «гувернанткой», отец так и остался неизвестен. Меньше чем через год мать оставила мальчика государству и исчезла без следа. В 1919-м она, успев родить еще одного ребенка, скончалась от «испанки». О судьбе брата ни сам Жене, ни исследователи его творчества что-либо узнать не смогли.
30 июля 1911 года, два дня спустя после того, как Камилла бросила ребенка, мальчика передали на воспитанию в семью ремесленника Ренье, жившую в маленьком городке Аллиньи-он-Морван. Позднее Жене вспомнит этот городок в «Богоматери цветов».
Строгое католическое воспитание не помешало ему с десяти лет начать воровать деньги у приемных родителей, которых, как признавался Жене уже в зрелом возрасте, он любил и чья бедность не была для него секретом. Деньги Жене тратил на сладости и раздавал их товарищам.
Из типографской школы, куда его записали в октябре 24-го, он, в надежде отправиться в Египет или Америку, сбежал через 15 дней. Директор отметил в своем отчете «женственность облика» и «сомнительный склад ума». Assistance publique /государственная социальная помощь/, занимавшаяся судьбой подростка, еще два года мытарила его по разным семьям и благотворительным обществам. Результат был всегда одинаков: воровство или побег.
В апреле 25-го новым пристанищем для Жана Жене стал дом слепого композитора Рене де Бюксейля. Именно здесь он получил первые уроки стихосложения. Но уже в октябре его отослали обратно за растрату чужих денег. Диагноз детского психиатра гласил: «известная степень дебильности и умственной нестабильности». Не пройдя полный курс лечения, Жене опять сбежал.
В марте 26-го года он впервые попал в тюрьму. Три месяца одиночки, освобождение в июне, а в июле - новый арест. 2 сентября решением суда Жене отправили в исправительную колонию в Метрэй. Два с половиной года, проведенные «в этом аду», где он «был парадоксальным образом счастлив», стали решающим событием его молодости, если не всей жизни. Здесь он обрел и первый гомосексуальный опыт.
В 18 лет Жене добровольцем поступил в армию и попал в Бейрут. С небольшими перерывами служба заняла шесть лет его жизни, пока он не дезертировал. 18 июня 1936 Жене начал грандиозное путешествие по Европе. Пешком дезертир прошел за год восемь с половиной тысяч километров. В Чехословакии он в течение пяти месяцев давал уроки французского дочери одного врача-еврея, Анне Блох - единственной женщине, которую любил за всю свою жизнь. Затем, пересекши пешком гитлеровскую Германию, возвратился в Париж.
6 сентября 1937 года открывается следующая страница его биографии - новая полоса арестов за воровство, растянувшаяся на несколько лет. Жене попадался на самых немыслимых кражах вплоть до букинистических раритетов и автографов Франсуа I и Шарля IX. Отсиживая каждый раз от нескольких дней до многих-многих месяцев, именно в заключении Жене начал заниматься литературой. В тюрьме Fresnes он начал писать «Богоматерь цветов» и поэму «Приговоренный к смерти», которую вскоре издал за свой счет тиражом в сто экземпляров.
Во время одной из отлучек из тюрьмы Жене познакомили с Кокто. Он стал, пожалуй, первым, кто оценил значение новой литературной звезды. С секретарем Кокто, Полем Морийеном, уже работая над следующим романом, «Чудо розы», писатель 1 мая 1943 года заключил свой первый издательский контракт. Впрочем, в мае же произошел и очередной арест: Жене попался с украденным томиком «Галантных празднеств» Поля Верлена. Кокто не только привлек к защите одного из лучших адвокатов, но и сам выступил с речью в суде, в которой назвал обвиняемого «наиболее значительным писателем современной эпохи».
19 августа 1944, в боях за освобождение Парижа, погиб Жан Декарнен, молодой коммунист и любовник Жене. Месяц спустя писатель начал работу над пьесой «Похоронные торжества», посвященной памяти возлюбленного. Пьеса была опубликована в марте 45-го, когда автор уже работал над «Квереллем из Бреста», романом, подпольно изданным в ноябре 47-го с литографиями Кокто (524 экз). Позже, в 1981-м, его экранизировал Фассбиндер. Фильм оказался последней работой немецкого режиссера и вышел на экраны уже после его смерти.
Первый драматический спектакль по пьесе Жене появился на подмостках парижского театра Атенеум: Луи Жуве поставил «Служанок». Автор начал постепенно входить в моду. «Галлимар», желая опубликовать Полное собрание сочинений, заказал Сартру вступительную статью. Когда писатель закончил работу, выяснилось, что статья превратилась в отдельную книгу на 690 страниц. Тогда было принято решение выпустить ее в виде первого тома Полного собрания под названием «Святой Жене, комедиант и мученик».
«Ты и Сартр, - сказал он однажды Кокто, - превратили меня в статую. Но я иной». В поисках новых впечатлений и желая немного отдалиться от своих поклонников, которые своим обожанием начали нервировать и даже пугать Жене, он отправляется в путешествие с новым другом - Италия, Германия, Алжир, Марокко. К литературе, точнее, театру, он возвратился лишь в 55-м. Три пьесы – «Балкон», «Негры» и «Ширмы» были написаны на одном дыхании и окончательно закрепили за ним место среди классиков театра абсурда, рядом с Ионеско и Беккетом.
В 55-м начался самый трагичный роман его жизни - с цирковым акробатом Абдаллой. Жене помогал ему в работе - создавал костюмы и занимался освещением. Четыре года спустя Абдалла сорвался с проволоки и больше не мог выступать. В это время Жене находился в зените славы, а уже в феврале 61-го, он сообщил друзьям, что отрекается от литературы. За последующие 25 лет он не опубликовал ни одного художественного текста.
В те годы смерть преследовала Жене - Абдалла был найден со вскрытыми венами в своей квартире, год спустя в автокатастрофе погиб гонщик Джеки Маглиа, сын одного из его друзей, красавец, находившийся «под протекцией» Жене, в марте 67-го, в состоянии глубокой депрессии, покончил с собой его литературный агент, Бернар Фрехтман. В декабре 67-го Жене отправился в путешествие по Дальнему Востоку: Япония, Индия, Пакистан, Таиланд, Китай.
Бурные события мая 68-го застали его в Марокко. 30 мая в Le Nouvel Observateur была опубликована его первая политическая статья – «Любовницы Ленина», в которой он воздал должное лидеру студенческого движения Даниэлю Кон-Бендиту. С тех пор политика стала занимать его все больше и больше. Три месяца спустя, в Америке, Жене принял участие в демонстрации против войны во Вьетнаме.
В июле в Бразилии Жене написал «свой важнейший текст о черных американцах»: предисловие к тюремным запискам Джорджа Джексона. А 20 октября, по приглашению палестинцев, он на восемь дней отправился в их лагеря в Иордании и остался там на полгода. Там же в секретной обстановке произошла его встреча с Ясиром Арафатом. Во время своего четвертого посещения Иордании Жене был арестован местными властями и 23 ноября 1972 года выслан из страны. Ему запретили въезд в США и в Иорданию.
Две попытки заняться кино, в качестве сценариста, окончились ничем. Когда работа уже близилась к завершению, Жене без каких-либо объяснений отказывался от ее продолжения. Политическая же деятельность Жене была прочно связана со скандалами. В 1977 г «Монд» поместила на первой полосе статью Жене по поводу немецких красных бригад. Разгорелся скандал, который заставил писателя умолкнуть на два года.
В мае 79-го у него обнаружили рак горла. Жить, по прогнозам врачей, оставалось немного. В сентябре 1982 года он снова посетил Ближний Восток и в ночь с 16 на 17 сентября, когда происходили погромы в палестинских лагерях, оказался в Бейруте. Будучи свидетелем трагедии, Жене, который долго уже ничего не писал, снова взялся за перо и создал свое самое значительное политическое произведение «Четыре часа в Шатиле».
Жан Жене умер 15 апреля 1986 года в Париже. 25 апреля, выполняя последнюю волю умершего, его похоронили на маленьком испанском кладбище в Лараше, в Марокко. Кладбище расположено на скале над морем. С одной стороны его расположена тюрьма, с другой – «дом Парадокс свиданий».
Парадокс, который доставил бы писателю удовольствие, заключается в том, что вор, проведший столько лет своей жизни в тюрьме, был официально превознесен не кем иным, как министром культуры Франции Жаком Лангом, заявившим, что «Жан Жене был сама свобода».
«Дневник вора»
Знаменитый автобиографический роман известнейшего французского писателя ХХ века Жана Жене «Дневник вора» (1949) рассказывает, по его собственным словам, о «предательстве, воровстве и гомосексуализме». Автор посвятил роман Ж.П.Сартру и С. Де Бовуар (использовав ее дружеское прозвище - Кастор).
Жене говорит здесь о Жене без посредников; он рассказывает о своей жизни, ничтожестве и величии, о своих страстях; он создает историю собственных мыслей... Вы узнаете истину, а она ужасна.
«Щоденник злодія»
Жан Жене (1910–1986) — чи не найодіозніша фіґура серед загалу французького письменства XX сторіччя. Як писав один із дослідників творчості письменника: «Розкішнішої прози, ніжу Ж. Жене, годі знайти, не існує агресивніших п'єс, ніж у нього, я не читав поетичніших і жахливіших творів, ніж його».«Щоденник злодія» — найвідоміший твір Жана Жене.«Зрада, крадіжка та гомосексуалізм — ось головні теми цієї книжки», — пише про неї сам автор.
«Чудо о розе»
Действие романа развивается в стенах французского Централа и тюрьмы Метре, в воспоминаниях 16-летнего героя. Подростковая преступность, изломанная психика, условия тюрьмы и даже совесть малолетних преступников — всё антураж, фон вожделений, желаний и любви 15–18 летних воров и убийц. Любовь, вернее, любови, которыми пронизаны все страницы книги, по-детски простодушны и наивны, а также не по-взрослому целомудренны и стыдливы.
Трудно избавиться от иронии, вкушая произведения Жана Жене (сам автор ни в коем случае не относился к ним иронично!), и всё же — роман основан на реально произошедших событиях в жизни автора, а потому не может не тронуть душу.
Роман Жана Жене «Чудо о розе» одно из самых трогательных и романтичных произведений французского писателя. Поэтически преобразованный романтизм и цинические провокации, жажда чистой любви и страсть к предательству, достоверность и вымысел, высокий «штиль» и вульгаризм наделяют романы Жене неистребимой волнующей силой, ставя их в один ряд с самыми высокими достижениями литературы этого века.
«Торжество похорон»
Его убийственно откровенный роман «Торжество похорон» автобиографичен, как и другие прозаические произведения Жене. Лейтмотив повествования — похороны близкого друга писателя, Жана Декарнена, который участвовал в движении Сопротивления и погиб в конце войны.
«Торжество похорон» Жана Жена, возможно, одна из самых откровенных его книг. Не только потому, что она оказывается до предела автобиографической (хотя и об этом некоторые спорят)… Причина, которая провоцирует автора на множество почти бесстыдных подробностей (особенно для времени издания романа - 1947 год), это сама тема книги. Об нее не могут не испачкаться даже самые последовательные нравственные чистюли - любовь и смерть.Художественные образы «Торжества похорон» отразились в реальности, которой была не просто смерть, было убийство Жана Декарнена, юного любовника Жене. Их связь была прервана на подступах к самому пику - эмоциональному и сексуальному, духовному и плотскому. Тем невероятнее боль и внутренний протест и самого Жене, и героя «Торжества похорон». Невозможно согласиться с тем, что Декарнена нет. Для Жене и его героя - это значит отказаться от части самого себя. В буквальном смысле разорвать ту плотскую связь, которая образовалась между двумя Жанами. …Еще и поэтому в книге столько тела, столько страсти, столько секса.Для Жане Жене как человека открытой эмоции очень важно было обладать и принадлежать. Но Декарнен в земле, и там же оказывается часть героя.Декарнен поселился в сердце Жана, и вот его черты проступают в облике других мальчишек, может быть, даже убивших его.«Торжество похорон» - книга, передающая то, что испытывает мужчина, который любит мужчину. Роман о том, как любовь рвет на части судьбы людей и их самих. Пока любовь не умерла, у тебя всегда есть шанс самому стать ее палачом. И тогда ты приходишь на эшафот, чтобы исполнить торжественную мессу упокоения самому себе, своей половине.Владимир Кирсанов
«Богоматерь цветов» — первый роман Жана Жене (1910–1986). Написанный в 1942 году в одной из парижских тюрем, куда автор, бродяга и вор, попал за очередную кражу, роман посвящен жизни парижского «дна» — миру воров, убийц, мужчин-проституток, их сутенеров и «альфонсов». Блестящий стиль, удивительные образы, тончайший психологизм, трагический сюжет «Богоматери цветов» принесли его автору мировую славу.
«Кэрель»
Кэрель — имя матроса, имя предателя, убийцы, гомосексуалиста. Жорж Кэрель… «Он рос, расцветал в нашей душе, вскормленный лучшим, что в ней есть, и, в первую очередь, нашим отчаянием», — пишет Жан Жене.
Кэрель — ангел одиночества, ветхозаветный вызов христианству. Однополая вселенная предательства, воровства, убийства, что общего у неё с нашей? Прежде всего — страсть. Сквозь голубое стекло остранения мы видим всё те же извечные движения души, и пограничье ситуаций лишь обращает это стекло в линзу, позволяя подробнее рассмотреть тёмные стороны нашего же бессознательного.
Знаменитый роман классика французской литературы XX века Жана Жене заинтересует всех любителей интеллектуального чтения.
«Франц, дружочек… [Письма. 1943–1944]»
Впервые изданные у нас при содействии Министерства иностранных дел Франции и посольства Франции в России письма Жана Жене к другу литератору Франсуа Сантену. Письма охватывают период с февраля 1943 года по март 1944. Сантен познакомился с Жене незадолго до того, как тот угодил в тюрьму, обвиняемый в краже книги из магазина.
Письма Жене насыщенны бесконечными деталями, характеризующими тюремный быт и жизнь парижан периода оккупации. Часто это скорее деловые записки, написанные в безуспешных попытках ускорить свое возвращение на свободу. Отсюда иногда их нервный тон, поток обвинений в адрес друзей, среди которых Жан Кокто.
Впрочем, не последнее место занимает в переписке литературная тема. Речь идет о первых попытках публикации своих сочинений. Несмотря на сложность положения Жене, в своих сообщениях он часто (особенно в первые месяцы тюремных бдений) переходит на игривый тон, интересуясь личной жизнью «дружочка Франца». Не удивительно, что в тюрьме он завел «роман» с одним из приятелей по несчастью и посвятил ему стихотворение «Спящий боксер». Позже его черты возникнут и в образе одного из героев книги «Чудо о розе».
«Театр Жана Жене»
В издание вошли новые переводы трех драматических текстов Жана Жене - "Служанки" (первая редакция), пьесы «Балкон» и «Ширмы», которые наиболее ярко воплощают три этапа эволюции концепции «театра на кладбище» (ее развивал Жене). В сборнике впервые на русском языке публикуется статья «Это страшное слово о...»(1967), где подробно развертывается тема близости театра и похорон.Короткие замечания Жана Жене («Как играть «Служанки», «... «Балкон», «... «Негры» и прочее) расставляют совершенно иные акценты, разрушающие известные штампы в восприятии, например, «Служанок» в постановке Романа Виктюка. Смысл существования героев пьес Жене сводится к изображению некоего другого Образа. Действие «Балкона» происходит в салоне Мадам Ирмы, содержательницы боделя «Большой Балкон». Это театр иллюзий, в котором каждый может воплотить в «реальность» свою мечту («Вы репетируете и ставите их тайную драматургию...»). «Войти в бордель - значит отречься от мира», - говорит одна из героинь «Балкона». ...А если весь мир - бордель?Концепция «театра на клабище» и теория Образа очень легко замыкаются на жизнь самого Жана Жене, глубокого философа, превратившего свое существование в преодоление человеческой природы. Вектор воровства, тюрем, нищеты, проституции и порока направлен у Жана Жене в сторону творчества. Социальное падение вниз было художественным восхождением.Два небольших эссе Жана Жене – «Мастерская Альберто Джакометти» (о швейцарском художнике, друге Жене) и «Канатоходец» - так же на русском языке изданы впервые. Текст «Канатоходца» написан в 1955-1956 годах и навеян отношениями с канатоходцем Адбаллой (расставшись с Жене, покончил жизнь самоубийством), другом и любовником Жана Жене в течение 10 лет (1955-1966). Вдвоем с Жене они много путешествовали по Европе, Египту и Японии в поисках работы. Да и канатоходцем заставила стать Абдаллу любовь к Жене, который в середине 1950-х увлекся цирком.Владимир Кирсанов
«Влюбленный пленник»
Жан Жене с детства понял, что значит быть изгоем: брошенный матерью в семь месяцев, он вырос в государственных учреждениях для сирот, был осужден за воровство и сутенерство. Уже в тюрьме, получив пожизненное заключение, он начал писать. Порнография и открытое прославление преступности в его работах сочетались с высоким, почти барочным литературным стилем, благодаря чему талант Жана Жене получил признание Жана-Поля Сартра, Жана Кокто и Симоны де Бовуар.
Начиная с 1970 года он провел два года в Иордании, в лагерях палестинских беженцев. Его тянуло к этим неприкаянным людям, и это влечение оказалось для него столь же сложным, сколь и долговечным. «Влюбленный пленник», написанный десятью годами позже, когда многие из людей, которых знал Жене, были убиты, а сам он умирал, представляет собой яркое и сильное описание того исторического периода и людей.
Самая откровенно политическая книга Жене стала и его самой личной – это последний шаг его нераскаянного кощунственного паломничества, полного прозрений, обмана и противоречий, его бесконечного поиска ответов на извечные вопросы о роли власти и о полном соблазнов и ошибок пути к самому себе. Последний шедевр Жене – это лирическое и философское путешествие по залитым кровью переулкам современного мира, где царят угнетение, террор и похоть.